22.04.2010
В связи с освобождением 22 апреля 1945 года бойцами Красной Армии и Войска Польского концентрационного лагеря "Заксенхауезен", 17 апреля 2010 года на территории мемориального комплекса Заксенхаузен к северу от Берлина прошли торжественные мероприятия.
Заметка руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве Юрия Белановского о поездке в Германию. В городе Равенсбрюк в федеральной земле Бранденбург состоялись и акции поминовения в связи с освобождением Красной Армией 30 апреля 1945 года крупнейшего в нацистской Германии концлагеря для женщин Равенсбрюк.
18 апреля мероприятия по случаю 65-летия освобождения прошли в бывшем концлагере Берген-Бельзен. 15 апреля 1945 года нацисты добровольно сдали Берген-Бельзен британским союзническим войскам.
В памятных мероприятиях приняли участие политики
Безмерно трагичны судьбы тысяч и тысяч узниц концлагеря Равенсбрюк. Через ужас этой "фабрики смерти", крупнейшего нацистского концлагеря для женщин, прошли свыше 132 тысяч несчастных из 20 стран, прежде всего из Советского Союза и Польши.
"Хочу пожелать людям, чтобы война им даже не снилась», - сказала одна из бывших узниц концлагеря Равенсбрюк.
В Реутове проживает 104 человека, которые были несовершеннолетними узниками войны. В ЦСО «Клен» провели мероприятие, где чествовали реутовчан, прошедших через этот ад. Большинство из них было еще детьми и мало помнят годы, проведенные в концлагерях. У каждого из собравшихся здесь бывшего узника выжженные цифры на руке. Это страшная память, которая всегда напоминает об ужасах войны.
К собравшимся с приветственным словом обратилась замглавы администрации А.В.Бабалова:«На вашу долю выпали страшные испытания. Мы гордимся тем, что будем встречать 9 мая вместе с вами. Желаю всем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни!» Затем торжественное награждение юбилейными медалями «65 лет Великой Победы»
Заметка руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве Юрия Белановского о поездке в Германию
Равенсбрюк был женским лагерем на тридцать тысяч человек, но ближе к концу войны тут содержалось сорок пять тысяч узниц. В основном это были польки и русские, около 15 процентов евреек. За всю историю лагеря через него прошли женщины 20 государств. С узницами жили дети - около 600 ребятишек единовременно. Было небольшое мужское отделение. Надсмотрщиц в концлагерь к концу войны рекрутировали, впрочем, была возможность просить о переводе на другую службу. Формальных рекомендаций и предписаний насчет издевательств над узницами не было, как и запретов. Были надсмотрщицы человечные и были те, что изобретали зверские способы насилия и пыток над узниками. Оказывается, даже перед персоналом фашистских концлагерей был выбор между добром и злом. Местные жители фактически не пересекались с жизнью в концентрационном лагере и, как нам сказали, часто не подозревали о масштабах происходящего. Дополнить картину описанного экскурсоводами мне помогли воспоминания известного ученого психолога и философа Виктора Франкла, который несколько лет провел в немецких концлагерях Освенцим и Дахау и, выйдя оттуда, много писал на эту тему.
У поступающих женщин отнимали все, их раздевали, обривали наголо, мыли, присваивали номера и, выдав им робу, распределяли по баракам. Пришедшие люди превращались в нумерованный скот. Они становились живыми мертвецами. Достаточно небольшое деревянное помещение барака, после войны вмещавшее две - три семьи беженцев, до этого содержало около трех сот человек, которые жили на 3-х этажных нарах. К концу войны в бараках жили до тысячи человек, спавшие иногда по восемь на одной полке. На каждый барак было несколько умывальников и туалетов, неспособных вместить даже малой части узников. Пол барака был усеян человеческими экскрементами. Перед поселением в лагеря отбирались наиболее способные к работе, остальных сразу уничтожали. Оставшиеся в живых трудились в пошивочных мастерских, на строительстве, что-то делали для армии в компании "Simens".
Со временем в лагере построили крематорий для сжигания трупов и в конце войны - газовую камеру. До этого по необходимости расстреливали. Пепел из крематория ссыпали в тот залив, которым мы, приезжие экскурсанты, любовались, а также отправляли в качестве удобрения на близлежащие поля. Рабочий день заключенных был не менее 12 часов. Много времени уходило на переклички и подготовку ко сну. Сон был кратким и зачастую всю ночь узники страдали от насекомых-паразитов. Боролись с ними полным бритьем волос и ежедневным тщательным осмотром друг друга. Но помогало это слабо. Кормили настолько скудно, что как писал Виктор Франкл, организм сначала сжигал собственный жир, а потом и протеин, то есть переваривал собственное тело. Оставались только кожа и кости. Кусок хлеба и жидкая похлебка из гнилых овощей единожды в день - вот весь рацион. Неясно, как можно просто выжить при таком питании, не то что работать. Самое тяжелое в лагере, насколько можно судить по свидетельствам, - это всесильное стремление нацистов к унижению узников, постоянное унижение. В них вытравлялось все человеческое, зачастую выжить могли только те, кто так или иначе шел против совести, против каких бы то ни было нравственных норм. Важным элементом унижения людей были нумерация с полным отказом от имен, круговая порука и скотские условия жизни. Номера пришивались на одежду вместе со специальным значком, указывающим национальность. За цифрами руководство лагеря не видело ничего. Жизнь человека равнялась росчерку пера. Особенностью этого лагеря был специальный барак, так называемый "лазарет". В этом заведении проводились эксперименты над людьми. Немцы испытывали новые лекарства, предварительно инфицировав или калеча узников. Выживали немногие, да и те потом всю жизнь страдали от увечий и перенесенных болезней.
С самого начала существования лагерей проводились так называемые чистки или селекции. Все, кто терял возможность к работе или даже плохо выглядел, становился потенциальным претендентом на уничтожение. В Освенциме, где содержался В. Франкл, при его поступлении он получил такие ЦУ от старожилов лагеря: всегда надо стараться выглядеть бодрым, розоволицым, работоспособным. Бриться надо стараться во что бы то ни стало, хоть осколком стекла, хоть чем. В Равенсбрюке были постоянные чистки. За некоторое время до капитуляции Германии число уничтожаемых там людей взросло в сотни раз. Видимо, чувствуя свой конец, немцы стремились уничтожить как можно больше узников.
К моменту освобождения узниц войсками союзников в лагере осталось около 5000 человек, остальных или убили, или увезли в другие лагеря. В апреле 1945 года узницы были распущены. Пришедшие позже советские войска поначалу использовали помещения лагеря для расселения беженцев. Впоследствии это место стало пунктом дислокации советской военной части.
© 2004—2017, Администрация городского округа Реутов. Все права защищены