Новости
Ветеран Виктор Можаев: «От голода мы опухали»
04.03.2020
Детство закончилось
Виктор Николаевич родился в Реутове, 3 июля 1931 года. Семья Можаевых жила в общежитии для работников хлопкопрядильной фабрики, на которой трудились его родители. Комнаты были небольшие: от 10 до 16 метров. А общий коридор для жителей коммуналки был настоящей площадкой для праздников. В нем собирались женщины, пели песни. А в красном уголке дети играли в шахматы, шашки и домино.
"22 июня 1941 года, когда объявили войну, мы с друзьями выбегали на улицу и радостно кричали, что война началась. Не понимали, что это значит и удивлялись, почему наши мамы плачут", - рассказал ветеран.
Отец Виктора Николаевича, как и все мужчины, ушел на фронт. В октябре в городе ввели карточную систему. Рабочим давали 550–600 грамм хлеба в день, иждивенцам – 300. Ближе к зиме перестали выдавать крупу, сахар, масло.
Виктор Николаевич на страницах заводской газеты
Замерзшие чернила
Из разговора с моим собеседником я впервые узнал, что такое опухать от голода. Это происходит, когда белок не может удержать жидкость в организме, и она скапливается на теле, образуя отеки.
"Чтобы хоть как-то разнообразить рацион, мама часто готовила мурцовку: кипятила хлеб с солью в чайнике с водой. Летом было полегче, прямо во дворах сажали свеклу и картошку, из травы лебеды варили суп", - поделился ветеран.
За зерном приходилось ездить на подножках или крышах поезда в соседнюю Тульскую область, где были его запасы. На зерно обменивали одежду, предметы быта. После Виктор Николаевич с друзьями отправлялись к мельнице около станции Кучино, где им мололи муку.
Школу, в которую ходил наш герой, закрыли в первую военную зиму. Отопления в городе не было, даже чернила замерзали. С наступлением холодов в Реутове исчезли деревянные заборы, курятники и сараи – все пошло на растопку.
"Мы обкладывали металлический лист кирпичом и сжигали доски прямо в комнатах или коридорах, дым стоял по всему общежитию", - рассказал ветеран.
Во время бомбежек жители казарм дежурили на чердаках и тушили песком зажигательные элементы снарядов. По вечерам всем обязательно нужно было занавешивать окна плотной тканью, чтобы прятаться от авиации.
Командировки на Байконур
Главу семейства с фронта семья Можаевых так и не дождалась. После войны, окончив 7 классов, наш герой пошел работать фрезеровщиком на завод «Серп и молот».
"Токарей-то много на предприятии, а фрезировщика всего два-три. И платили нам больше, но работа тяжелая и умственно, и физически", - поделился ветеран.
После трехлетней службы в армии устроился на реутовский завод «Военохот», который производил оборудование для охоты и рыбалки. В 1958 году Виктор Николаевич устроился на НПО машиностроения фрезеровщиком.
Сотрудники НПО писали расписку, что они не могут рассказывать о своей работе. Руководство даже просило докладывать, если в городе встретится иностранец или проедет иномарка – опасались шпионажа. После рабочей смены Виктор Николаевич шел на занятия в техникум авиационного приборостроения. Благодаря этому образованию нашего героя взяли в новое подразделение оборонного предприятия, которое занималось ракетостроением.
"Мы проверяли качество готовых изделий. Работали в белых халатах, а не в рабочей спецовке, ездили в командировки на космодром Байконур. Когда в космос летали Виталий Жолобов и Борис Волынов, мы в центре управления полетами вели наземную телеметрию: следили за показаниями датчиков на ракетоносителе, держали связь с космонавтами", - поделился ветеран.
Когда душа поет
На НПО машиностроения Виктор Николаевич проработал до ухода на пенсию в 1993 году, тогда же переехал в Балашиху. Он был награжден юбилейной медалью имени академика В. Н. Челомея «За участие в программах по освоению космоса».
К своим 89 годам он пережил своих близких: супругу, единственную дочь и внука, который трагически погиб в армии. Из близких родственников у ветерана никого уже нет в живых. Чтобы не скучать дома, будние дни он проводит в Межмуниципальном комплексном центре социального обслуживания населения Балашихи.
Там он увлекся пением. Когда мы встретились с ним, у одной из постоялиц центра был день рождения. В актовом зале Виктор Николаевич под аккомпанемент двух аккордеонов поздравил именинницу своей любимой песней «На дальней станции сойду».
Пообщавшись с ветераном, я понял, почему он выжил в голодные военные годы. Виктор Николаевич – статный и высокий мужчина, с крепким телосложением и здоровьем. Его голос тверд, а ум – трезв.
Детство у Виктора Николаевича закончилось с началом войны, когда ему было всего 10 лет. Возможно, в компенсацию, судьба подарила ему интересную жизнь, в которой он прошел путь от заводского работника до участника освоения космоса.
Пообщавшись с ветераном, я понял, почему он выжил в голодные военные годы. Виктор Николаевич – статный и высокий мужчина, с крепким телосложением и здоровьем. Его голос тверд, а ум – трезв.
Детство у Виктора Николаевича закончилось с началом войны, когда ему было всего 10 лет. Возможно, в компенсацию, судьба подарила ему интересную жизнь, в которой он прошел путь от заводского работника до участника освоения космоса.
Реутовское информагентство
Никита ПЛОТНИКОВ