Музей ВВС в Монино пополнится «секретным» самолетом
19.08.2020
Боевая машина, сохранившаяся в единственном экземпляре, является одним из уникальнейших экспонатов коллекции музея, который можно увидеть на открытой стоянке.
Как рассказала NN администратор группы в социальной сети "ВКонтакте" "Волонтеры Музея ВВС в Монино" Виктория, ставшая частью команды спасателей больше восьми лет назад, перед тем, как передать самолет на вечное хранение, его демилитаризовали.
По ее словам, из самолета вытащили все, что могло представлять государственную тайну, разоружили, кабину законсервировали, после чего "сотку" прикатили на вечную стоянку в Монино.
Консервация кабины Т-4 не позволяет его восстанавливать изнутри, вследствие чего волонтеры могут проводить только какие-то внешние работы.
"За самолетом ухаживаем: когда-то обновляли звезду, колеса приводили в порядок", — пояснила собеседница NN.Виктория рассказала, что еще до появления волонтеров в 2005 году нос легендарной "сотки" перевесил и уткнулся в землю, но сотрудники музея его приклепали листами металла, о чем свидетельствует заметный шов.
Т-4 по своим параметрам являлся уникальной машиной, от шасси до кончика хвостового оперения— новейшая электроника, корпус с применением титановых сплавов, новые принципы управления, только изобретений по этому самолету было более шестисот.
Опытный образец Т-4 представили осенью 1971 года, а уже в августе следующего он совершил первый полет. Начало испытаний оказалось успешным, военные были довольны и заказали ОКБ Сухого партию в 250 машин, которые планировалось построить в наступающей пятилетке, однако позднее проект закрыли.
Есть мнение, что "сотка" подкашивала авторитет Андрея Туполева в военном самолетостроении — в пользу этого говорит тот факт, что после закрытия проекта материалы и наработки по Т-4 передали в КБ Туполева, после чего, в 1976 году, появился сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160.
До января 1974 года Т-4 совершил десять полетов и все они были успешными, однако проект все равно закрыли, после чего ОКБ Сухого представило тогдашнему министру авиационной промышленности СССР Петру Дементьеву смету по расходам — сумма 1,3 млрд рублей оказалась для страны "космической".
Позднее разрабатывали еще две версии "сотки" различных модификаций, однако до наших дней остался только один, который и прикатили на вечную стоянку в Монино в 1982 году.
Два других недостроенных экземпляра Т-4 разобрали на металл — часть деталей самолета "102" передали в МАИ в качестве наглядных пособий.
Автор: Наталья Агеенко nation-news.ru