21.05.2014
Здесь словосочетание «Татьянин день», который воспринимается нами как праздник любви, образовано благодаря имени героини очерка. Но как удачно это имя легло в строку! Ведь разговор пойдёт о деле жизни, которое, без утончённого чувства любви к детям, их дару и слабостям, к всеобъемлющей, звучащей стихии, по названию музыка, не могло бы длиться столь продолжительное время в одном месте, практически беспрерывно, в смене поколений учеников. Каждый, кто служит на выбранном поприще увлечённо, с полной отдачей, воспринимает пройденный год как миг, череду лет – как один, с восхода до заката, день. Конечно, печально расставаться с частью себя самого, но такая печаль светла, подсказывает нам русская литература.
*
Первым в жизни воспоминанием Тани Лаптенко, уроженке Серпухова, была музыка. К сожалению, у меня, автора этих строк, нет ни малейшего основания сослаться на наследственные гены, модные сейчас для объяснений удивительного в характере и призвании. Отец был человеком военным, мама преподавала школьникам географию и биологию. Итак, она осознала себя под музыку. Что играли, на каком инструменте? Девочка не запомнила. Скорее всего просто музыка (как идея этой стихии в понятии философа Платона) оказалась в самом начале единственным наполнителем того мира, в которой девочка явилась, чтобы, по словам Поэта, мыслить и страдать. И дополню нашего Поэта применительно к своей героине: и радоваться жизни и заражать этой радостью находящихся рядом.
Сильным (тоже из ранних) впечатлением оказалось и обретение малой Родины – по сознательному выбору. Когда родители перевезли её, девятилетнюю, в Реутов, она, оглядевшись, признала егопределом желанным своей души (да простят меня читатели за частое обращение к Пушкину!). Этому способствовали уютная квартира в новостройке, полюбившаяся школа в здании среди зелёных насаждений, где сейчас находится городская больница, и, главное, как оказалось для Тани, другая школа – музыкальная, при директоре Л.С. Ритиной, которую она посещала одновременно с общеобразователь
«Билет» нашей реутовчанки, едва разменявшей 3-й десяток лет, оказался выигрышным. Не без того, что к нему были приложены настойчивость, работоспособност
**
В те годы шли рука об руку с учёбой практика, для которой студентка выбрала детскую музыкально-хоров
Представьте себе небольшого роста юную особу с мягким, улыбчивым лицом, быструю в движениях. Когда представлялась гостям студии директором, неизменно наступала немая пауза, так как главное лицо принимающей стороны на вид могла претендовать разве что на старшеклассницу. Однажды в вестибюле здания некто из посетителей остановил её вопросом: «Девушка, ты из какого класса?». А нашу «девушку» уже сманил в законные супруги представитель сильного пола с южной кровью. И переписалась Татьяна Лаптенко в Шаврадзе. Но ещё долго ходить ей в «девушках» на глазах тех, кому приходилось встречаться с ней впервые. Вернусь однако к серьёзному.
Конечно, всякий скажет, что для начала деятельности такого рода лучший вариант – когда новый руководитель приходит под обжитые своды, где просторно, тепло, сухо, интерьер блещет новизной, где нет дефицита музыкальных инструментов, а коллектив преподавателей слажен и обладает достаточной квалификацией. Если объективно, то с одной стороны так. Но есть другая сторона, где высвечиваются отрицательные черты такой идиллии. Ведь если приходишь на всё готовенькое, то невольно начинаешь мириться с застоем: чего улучшать, если и так всё прекрасно!? Ощущение застоя заразительно. Можно сказать, что Татьяне Шаврадзе повезло с той необходимой долей трудностей, для преодоления которых необходимо воспитывать в себе «твёрдые» качества.
Хотя «Радуга» и была выделена в самостоятельное учреждение при ГорОНО, его постигла судьба «цыганского табора». То она ютится в СШ № 2, то перекочёвывает со всем скарбом в общеобразователь
Любое новое место требовало приведение помещение в соответствии с характером заведения. Коллективу, живущему как бы в пути, в состоянии «шумной, кочующей толпы» (!) повезло с новой директрисой: она не растерялась, не затосковала, бессильно опустив руки. Наоборот, частый зов «походной трубы» закалял эту казалось вечно молодую, обаятельную и энергичную женщину, наполнял новой жизненной силой её энергию, делал изобретательной, скорой на единственно правильные решения. И при всех этих особенностях студийных будней, необходимо было во что бы то ни стало сохранить главное, для чего её создали – продолжать массовое воспитание и музыкальное образование детей. А для этого нельзя было ни при каких предлогах, кроме общего образовательного процесса, пропускать концертную деятельность. Необходимо было постоянно выявлять одарённых учащихся и настраивать их к продолжению музыкального образования в училищах и выше. Новая директриса не только сумела сохранить духовные ценности студии, накопленные до её прихода, но и приумножить, вдохнуть новое в ответ на вызовы времени. И это не в лесть, не в утешение. Длинный список наград, который нет возможности привести здесь, тому подтверждение. Но я забежал вперёд.
Наконец Администрация Реутова выделила для ДМХС «Радуга» целое крыло типового строения ДС № 20, с отдельным входом (увы, оказалось, и это не причал, к этому вернусь позже). Впервые появилась для студии возможность на своей территории расширяться и развиваться как специфическое учреждение культуры, в котором музыка играет главную роль в эстетическом воспитании детей. Разумеется, в выделении такого неожиданного дара Т. Шаврадзе благодарит в первую очередь заместителя Главы города (на тот год) А.В. Бабалову, заведующего ГорОНО В.В. Петрова и сменившего его В.Л. Розанова. Но я, достаточно информированный об этом деле, добавлю к перечисленным лицам саму… Татьяну Анатольевну. Директриса «Радуги» своего добилась, в чём, возможно, решающую роль сыграла её мягкая настойчивость. Но предстояла не меньшая по сложности работа. Вместе с начальником хозяйственного отдела, Р.И.Кулаковой, со всем педагогическим коллективом наполнить студию необходимым оборудованием, учащимися и творческим духом, постоянно решать проблему костюмов и антуража. Также справиться с текучкой – наследием «голодных 90-х». И здесь оказали содействие названные выше руководители городских административных структур. Длительное нахождение ДМХС на одном месте в благоприятных условиях сразу сказалось на результатах её деятельности. Именно на этот период выпадает львиная доля успехов и наград коллектива на международных (в Сочи, например), всероссийских, московских, областных, губернаторских фестивалях и конкурсах, в том числе духовной музыки. А названия некоторых из этих мероприятий – сама музыка: Серебряная нота, Лирика России, Солнце светит всем… Обладательнице звучного сопрано особенно запомнился Московский детско-юношеский фестиваль академического сольного пения «Посвящается Шаляпину».
За 42 года, пока существует студия, она подготовила более 600 выпускников, четыре десятка из них продолжили музыкальное образование в ВУЗах и являются гордостью «Радуги» Реутова. Звучит? – «Радуга Реутова»! Не перенести ли это название на ДМХС? А Татьяна Шаврадзе вела её от успеха к успеху, преодолевая трудности, с 1978 года. Если вычесть перерывы по личным обстоятельствам, получается 27 лет. Вот и считайте, что приходится на долю Ветерана труда, Заслуженного работника образования Московской области с 2001 года. Когда я, беседуя со своей героиней, проникался нужностью для всестороннего воспитания новых поколений, её труда, я, кроме прочего, сделал вот ещё какой вывод: термин «дополнительное образование» крайне неудачен. Он отдаёт суконным запахом классической «чиновничьей речи». Скорее соглашусь с доводом Татьяны Анатольевны, что более удачно назвать его «эстетическим образованием», притом, необходимым каждому педагогу, в первую очередь. Не лишне оно и для «технарей».
***
Увы, даже красивая, наполненная звуками музыки сказка заканчивается. Время всё куда-то торопится, не спрашивая нашего мнения. Школа-студия передана в другие руки, умелые, надёжные, одобренные Татьяной Анатольевной при уходе на отдых. Умозрительный «смычок к разноцветным струнам Радуги» получила её заместительница по учебно-воспитате
Но вернусь к своей героине. Отдых от административной работы для неё действительно заслуженный. Но она не могла совсем отказаться от преподавательско
Я беру интервью у Т.А. Шаврадзе в своём домашнем кабинете. Обстановка располагает к задушевной беседе: полки с книгами, пейзажи и портреты, предметы старины. Задаю вопрос, неизменный для героев настоящей серии очерков, какой случай в их жизни самый-самый памятный. Татьяна Анатольевна долго думает, потом с виноватой улыбкой признаётся, что ряд событий, связанных со студией, для неё как некие равновеликие вершины, тесно поставленные рядом. Только они не скучно-однообраз
Одарённых детей студии было не занимать. Например, сейчас обращает на себя внимание реутовский соловей Ваня Бабич, именной стипендиат губернатора области. Ему повезло в том, что его обучает игре на фортепиано старейший педагог студии И.Ф. Торбина. А однажды в «Радугу» поступил мальчик Никита Берсеньев, который выделялся исключительными музыкальными способностями. Привлекла его скрипка. Всякий специалист и просто меломан, кому выпало слушать игру юного дарования, предрекали ему блестящее будущее. Но вдруг, спустя несколько лет после его поступления в ДМХС, в нём открылся математик, тоже необычный. Подросток не стал гнаться за двумя зайцами. И наука чисел взяла верх над скрипкой. Родители не то что поддержали выбор одарённого чадо, а всеми способами старались отвадить его от инструмента, прославленного Страдивари и Паганини, дабы будущий Лейбниц не передумал. И в этом преуспели. Но только наполовину. Подросток, уже принятый в школу МГУ для одарённых детей, решительно заявил: занятий скрипкой в «Радуге» не оставит. Именно, в «Радуге». Ибо образ утончённого инструмента для него существовал в неразрывной связи с классами реутовской студии, с обликами любимых учителей и первым из них – с добрейшей и способнейшим педагогом Шаврадзе. В студии приняли решение не осложнять непосильным трудом своего ученика. Обучение его здесь продолжилось по специально разработанному индивидуальному плану. В свой срок мальчик превратился в успешного математика, который виртуозной игрой на скрипке способен дарить эстетическое наслаждение в своём кругу и шире. В этом примере принятая в «Радуге» триада контакта взаимодействия «педагог - ребёнок - родитель» была нарушена, но согласитесь, это особый случай, и проблема его была разрешена особо. Блестяще, по-Шеврадзе, беру на себя смелость сказать так.
Да, жаль, что шаги Татьяны Шаврадзе теперь будут звучать в помещениях студии только как почётной гостьи. Но она всегда может сказать с законным основанием о «Радуге»: Это моя студия, здесь навсегда осталась моя душа.
© 2004—2017, Администрация городского округа Реутов. Все права защищены