Новости
#ДетиВойныРеутов
22.06.2020
- Папа был на фронте, я мама и бабушка жили в поселке Серогозы в Херсонской области. Когда в город вошли немцы, они предложили моей маме Акелине работать переводчицей, поскольку она преподавала немецкий язык в школе, но мама отказалась. Через неделю после отказа в дом пришли немцы, они велели маме собираться - сказали, что ее отправляют на работы в Германию, мама приняла решение взять меня с собой.
Мама Людмилы (1942 год)
- Людмила Варыпаева никогда не забудет тот день, когда их с мамой забрали в лагерь.
- Нас согнали на Херсонский вокзал. Было начало осени, мы ехали в холодных вагонах для скота, многие умирали в дороге. Я помню, как мама расстегивала на себе одежду, прижимала меня к себя, пыталась согреть, чтобы я не заболела. Было страшно - мы не знали, что нас ждет впереди…
- Какое первое впечатление было от лагеря?
- Через 40 дней мы добрались до Дюссельдорфа, там находился лагерь на 500 человек. Маму, взрослых и детей расселили по разным баракам.
Людмила Варыпаева
- Как дети жили одни в бараке?
- Мы очень быстро повзрослели, у нас не было детства. Такие маленькие старички. Днем мы видели наших мам: мы работали вместе, выращивали на полях картофель и морковь для немецких солдат, этим же нас и кормили.
- Как обращались с заключенными?
- Было всякое. Немцы регулярно брали у детей кровь, многие не выдерживали и умирали. Обычно брали по 200 грамм крови, однажды у меня взяли 400…
Я знаю, что с девочкой из лагеря вы дружите по сей день.
- В бараке я подружилась с девочкой из Киева Светой. Она также прибыла в лагерь вместе со своей мамой. Когда мама Светы присела во время работы, ее на глазах у дочери застрелила надзирательница фрау Марта. Два года назад Марта мне приснилась, она была очень злой женщиной. Все ее боялись. Со Светой же мы общаемся до сих пор!
Людмида Варыпаева с отцом
День освобождения
- Нас освободили американцы. Они кормили детей сгущенным молоком, мы так соскучились по такой еде. После освобождения многие узники остались жить в Германии или уехали в другие страны. Мама решила вернуться на родину. Она надеялась, что там встретиться со своей мамой и мужем - моим отцом. Хотя все четыре года в лагере между нами не было никакой связи . Мы не знали, живы ли они или мертвы.
- Отец и бабушка выжили?
- Да, мы вернулись в наш поселок. Отец и бабушка были живы. Как оказалось, полк отца разбили в 1941 году под Каховкой, выжили 6 человек, один из них был ранен, все попали в немецкий концлагерь. В 1943 году отец со своим товарищем бежали из лагеря, однако служить он уже не мог, поскольку – военнопленный. После войны отец с матерью встретились, мы снова жили вместе, папа устроился на работу. Однако через полгода к нам домой пришли, отца забрали в сталинский лагерь как врага народа. Я помню, как отец зашел в комнату попрощаться со мной ( плачет - ред.).
- Вам предлагали отказаться от отца?
- Да, но ни я, ни мама этого не сделали. Маму понизили в должности, меня не взяли в комсомол, как дочь врага народа. Отец был в лагере в Воркуте до самой смерти Сталина - 1953 года. После возращения он называл это место жутким, людей пытали, многие умерли, но отцу
удалось выжить.
- Давно ли вы живете в Реутове?
- В Реутове я живу шесть лет, люблю этот город. Однажды мне позвонили и предложили вступить в организацию бывших несовершеннолетних узников фашизма и я согласилась. Я рада, что живу в этом городе, здесь о нас помнят.
Людмила добавила, что несмотря на страшные испытания, которые выпали на ее детство, она нашла в себе силы не разочароваться в людях и прожила счастливую жизнь. Сейчас Людмила помогает дочери воспитывать внуков, много путешествует, общается друзьями. Людмила Варыпаева надеется, что такой трагедии никогда не повторится.